ЛИТЕРАТУРА тест ОЗП вопрос-ответ вариант 2
1.Стих Шаханова «Четыре матери» Тема произведения: о матери
Идея-Передать человеку важность любви к Родине,родному языку.утверждает нравственн.и духовные преставления это родные обычаи,история и собственно.слово
2.Светлана Николаевна Назарова /1949-2016/-поэт, прозаик, журналист.Автор рассказа "Мой зеленоглазый аруах".Главный герой мальчик –Мади /воспитывался в ауле у аташки и апашки/
3.Некрасов «Дед мазай и зайцы» тема- любовь к природе и бережное отношение к ней. Гл.мысль:нельзя оставлять в беде людей и животных, помогать в трудн.ситуации.
4. Янка /янка-по белоруски Иван/ Мавр псевдоним, настоящее имя — Ива́н Миха́йлович Фёдоров. 1883-1971г.ж. белорусский советский писатель, переводчик и драматург. Один из основателей белорусской детской литературы, основоположник приключенческого и научно-познавательного жанров в белорусской литературе, создатель первой белорусской научно-фантастической повести. Книга «Полесские робинзоны». Повесть «Сын воды» Краткое содержание повести белорусского писателя Янки Мавра.
Девятнадцатилетний смелый и ловкий юноша Манг живёт в лодке недалеко от берегов Огненной Земли в Магеланновом проливе.
Он видит проплывающие мимо большие корабли и мечтает вырваться в широкий свет.
Однажды, во время бури, Манг спасает аристократку мисс Грет и называет её белой птицей.
Грет вначале боится юноши, но потом берёт его с собой в качестве слуги.
Попав в большой мир, Манг пополняет ряды безработных, а Грет забывает о нём.
Образ Манга способствует воспитанию молодых людей в духе сочувствия и доброго отношения к другим народностям.
5. Н.Н.Носов «Телефон» рассказ. Интересный и познавательный рассказ про двух друзей, который купили два игрушечных телефона для переговоров друг с другом. Да только Мишка решил разобрать свой аппарат и посмотреть, как он устроен. А собрать, как было, так и получилось…
Герои-Рассказчик Я /от 1 лица/ и Мишка.
6. Старый солдат является рассказчиком в произведении- М. Ю. Лермонтова «Бородино», герои-молодой человек, народ.
Бородинское срашение произошло во время-Отчественной войны с Наполеоном в 1812г.
Главнокомандующий-Михаил Кутузов
Когда было написано стих-е? – через 25 лет
Где находится Бородино?-под Москвой
7. М. Шаханов поэма «Гибель Отырара» /Отрарская поэма о побежденном победителе, или Просчет Чингисхана/-герои-Чингисхан /военачальник монгольской рати/, Карашокы /предатель/, Каир-хан /правитель Отрара/. Война длилась 6 мес. Тема-историческая (1219год), состоит из 4 частей.
Противоположностью Каир-хана является Карашокы. Чингисхан-был грозным, жестоким, но справедливым.
«Кто родину предал, сомненья гоня…»-Чингисхан
«Ворот не открой я ночною порою»-Карашокы
«Сомнение смерти страшнее, не лгу…»-Каир хан
Рукою тверда-метафора
Кровавым дождем-эпитет
Тело, как медь-сравнение
Смертелен удар-гипербола
Запляшет земля-олицетворение
С какими животными Чингисхан сравнивал Карашокы?- лиса, змея
Почему Карашокы сравнивается с лисой и змеем?- потому что образы лисы и змеи связаны с коварством и хитростью.
Каирхан не смог отстоять город.
Карашокы открыл врата в город.
Что произошло в 1 части?-разговор Чингисхана с его сыном Чагатаем.
О чем говорит Чингисхан?-о несокрушимости города Отрар; о предательстве.
2 часть-описание разрушенного города.
3часть-разговор главных героев /Каир-хан, Чингисхан, Карашокы, его отец/
4 часть-размышления автора о судьбе мальчика и народа города Отрар.
Смог ли спастись мальчик?-да
Кем себя называет повествователь?-он является потомком спасенного мальчика, который будет восхволять подвиг своего хана.
Почему город остался «горькой легендой в веках?»-из-за того, что он был сожжён. От города остались лишь история и руины.
Поводом для вторжения послужила гибель в Отраре в 1218 году торгового каравана, посланного Чингисханом. Купцы были убиты по приказу наместника Хорезм-шаха в Отраре, Каир-хана, заподозрившего их в шпионаже из-за сбора информации военного характера. Поход 150-тысячного войска Чингисхана начался в сентябре 1219 года.
8. Топо́ним — разряд онимов, обозначающих собственное название природного объекта на Земле или объекта, созданного человеком на Земле
9. рассказ Чехова «Хамелеон». впервые опубликован в 1884 году в журнале «Осколки». Произведение вошло в сборник «Пёстрые рассказы» (1886) и относится к жанру юмористического рассказа. Важная деталь рассказа — «говорящие» фамилии героев: полицейский Очумелов, золотых дел мастер Хрюкин.
Главные герои
Очумелов – полицейский надзиратель.
Елдырин – «рыжий» городовой.
Хрюкин – золотых дел мастер.
Прохор – генеральский повар.
10.Пароход в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» называется – Атлантида.
11. Бог грозы у славян- Перун
12.Бог солнца и огня у славян-Сварог
13.Бог солнца в греческой мифологии-Гелиос /гелий/
14.Муза эпической поэзии в древнегреческой мофологии-Каллиопа
15.Бог подземного царства в древнегреческой мофологии-Аид
16.Разряды частиц по значению: формообразующие, модальные и отрицательные
17.Первая книга стихов Е.Евтушенко-«Разведчики грядущего»
18.Общее в стихотворениях Анны Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить», «Ты знаешь, я томлюсь в неволе»-это не только исповедь, они похожи на письма.
19. В рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» /1851г. В журнале «Современни»/ историю о русалке и слободском плотнике Гавриле рассказывает-Костя.
Заблудившийся охотник к ночи набрёл на крестьянских ребятишек. Они сидели у костра, стерегли лошадей и рассказывали друг другу страшные истории о покойниках, русалках, домовых и прочей нечисти. Действие происходит в Российской империи, в Чернском уезде Тульской губернии.
Ваня, Костя, Ильюша, Павлуша, Фёдор — каждому автор даёт свою характеристику, описывая внешность героев, их сказки, услышанные у костра.
Главные герои
Рассказчик – охотник, от его лица ведется повествование.
Илюша – мальчик около 12 лет, знающий много народных поверий и историй о нечистой силе.
Павлуша – мальчик около 12-ти лет, «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».
Другие персонажи
Федя – мальчик 14-ти лет, самый старший из ребят, по всем приметам – выходец из зажиточной крестьянской семьи. Поехал с другими ребятами ради забавы.
Костя – мальчик 10-ти лет.
Ваня – мальчик семи лет, который практически всю ночь спал.
20. Муза астрономии в древнегреческой мифологии-Урания
21.Поэма «Кокшетау» С.Сейфуллина. /писал 1925-1928г./ напечатан 1929г.Главная мысль -это неповторимость, уникальная красота Голубой горы, соснового леса, которую автор пытается передать читателю, через описание природы.
Основная мысль-это любовь к родной природе, незабываемая красота гор, лесов, озёр, делает Коктешау уникальным местом в мире. Через яркие пейзажи, автор рисует картину любимого края.
Гора Кокшетау стройна, как сосна.
Дождями свой лик умывает она.
Много преданий сложено об озерах, вершинах этого края. Одно из них — предание о скале Окжетпис, что значит «стрела не долетит». Героиня его — калмычка, которую взял в плен Аблай-хан.
Он предложил ей самой выбрать себе мужа. И тогда она поднялась на высокую скалу и сказала, что выйдет за того джигита, чья стрела попадет в ее платок. Но ничья стрела не долетела до вершины. Еще Сейфуллин пишет о Жеке-батыре. Другая легенда гласит, что в степях Кокшетау жил белоснежный верблюд Бура. Он был могучим и очень быстроногим. Бура был доверчивым, молчаливым, спокойно пасся у подножья гор. Но как только приближались враги – он птицей взлетал над Кокше и трубил. Он был хранителем своего озера, предупреждал людей об опасности. Но однажды Касым хан, сын Аблая, похваляясь силой и меткостью, пустил стрелу в сердце Буры. Верблюд хотел доползти к озеру, чтобы глотнуть воды. Но Касым добил его кинжалом. Бура превратился в камень и стал горой…
"Лучше гор могут быть только горы" - так пел о Кокшетау В. Высоцкий. Воспевал Бурабай и певец-импровизатор - бард казахской степи Ахан-серэ. Любил Бурабай - Кокшетау знаменитый балуан-силач, поэт-композитор, любимец народа
С ары-Арки Балуаншолак (Нурмагамбетов) . Один из основоположников казахской литературы Ильяс Жансугуров в поэме "Кулагер"
также восхищается красотой Кокшетау.
Эпитеты-нарядный и стройный девичий стан, теплые зори, драгоценное кесе, первозданная краса.
Сравнения-как девичий стан, как прозрачный янтарь
Метафоры-погруженная в туман гора, караваны облаков, озера долин, ароматами трав воздухтнапоен, олицетворения-любят ветры навещать, любят зори навещать, облака слетаются ночевать, спят озера.
22. «Сказка о потерянном времени»-Е.Шварц. написана 1940г. Это поучительная история о ленивых школьниках, которые тратили своё время понапрасну, и в результате превратились в старичков. Чтобы избавиться от злых чар, им пришлось изрядно потрудиться. Литературное произведение учит детей бережно относиться ко времени и тратить его на добрые и полезные дела. Главные герои:
Петя Зубов – третьеклассник, ленивый, безответственный мальчик, который в итоге осознал все свои ошибки.
Другие персонажи:
Маруся Поспелова, Наденька Соколова, Вася Зайцев – ленивые третьеклассники, которых злые волшебники превратили в стариков.
Сергей Владимирович, Пантелей Захарович, Марфа Васильевна, Ольга Капитоновна – злые волшебники, отобравшие у ленивых детей их время, чтобы самим вернуть себе молодость.
23.Старика Момуна из повести Ч.Айтматова «Белый пароход» называли-расторопный
24.Основной вопрос романа Ч.Айтматова «Плаха»-как надо жить?
25.Роман «Турецкий гамбит»-автор Борис Акунин. /гамбит-жертвовать/. Входит в:
— цикл «Приключения Эраста Фандорина»
Кто главный злодей в турецком гамбите?Тип злодея-Анвар-Эфенди. Произведение является одной из составных частей цикла детективных романов писателя под названием «Приключения Эраста Фандорина», основной связующей линией которых является описание шпионской, разведывательной и диверсионной деятельности.
Сюжетная линия романа описывает события, происходящие в период войны между Россией и Турцией конца 19 века. Главный герой произведения в лице Эраста Фандорина является непосредственным участником происходящих событий, воюя в качестве сербского волонтера. Варвара Суворова-едет к жениху Пете Яблокову. "Прогрессивная женщина" Варвара Андреевна Суворова отправляется на театр военных действий к своему жениху Пете Яблокову, шифровальщику генерального штаба. Из-за своей доверчивости Варвара оказывается обманута проводником и остается без денег в придорожной корчме. Ее замечает и спасает "сербский волонтер", а на самом деле - агент Третьего Отделения Эраст Петрович Фандорин.
Тем временем, Эраст Фандорин, узнав важную тайну турок, добивается отправки сверхважной телеграммы - нужно срочно занять Плевну. Таинственным образом в отправленной женихом Вари шифровке вместо слова "Плевна" оказывается "Никополь". Петю арестовывают, а Фандорин, несогласный с этим, начинает детальное расследование случившегося...
Эраст Петрович Фандорин - титулярный советник, агент Третьего Отделения.
Варвара Андреевна Суворова - телеграфистка
Генерал Михаил Дмитриевич Соболев - генерал русской армии. Влюблен в Варю.
Мишель д'Эвре - французский репортер. Влюблен в Варю. Убит Варей.
Шеймас МакЛафлин - ирландский репортер. Влюблен в Варю, убит Османом-пашой.
Михай Лукан - румынский князь. Застрелен д'Эвре.
Осман-Нури паша - турецкий командир. Убит Эрастом Фандориным.
Лаврентий Аркадьевич Мизинов - генерал-адъютант. Глава Третьего Отделения.
Петя Яблоков - жених Вари
Еремей Перепелкин - офицер русской армии.
26. Стих «Красное яблоко» А.Марков-как ранит человека непонимание; как легко ошибиться, предположив, что ангельская внешность предполагает такой же характер.
27.Рассказ «Красное яблоко» Ч.Айтматова- Рассказ относится к лирическим произведениям писателя, раскрывающим философские аспекты человеческих взаимоотношений.
Главным героем рассказа является Исабеков, имеющей семью в лице жены Сабиры и дочери Анары. Супруги принимают решение о временном расставании с целью понять собственные желания и чувства по отношению друг к другу.
В один из дней Исабеков, скучая по прежней семейной жизни, решается написать жене письмо, в котором выразить свои мысли и ошибки, совершенные им в отношении невнимания к жене и дочери. Но в какой-то момент откладывая завершение откровения, поскольку стесняется собственной чуткости и душевности. Наступает день встречи с дочерью, и отец приглашает Анару прогуляться по осеннему саду, где девочка случайно обнаруживает одинокое красное яблоко. В душе Исабекова просыпаются воспоминания далекой молодости, когда он сам также пытается вручить понравившейся девушке нашедшее позднее яблоко, но та не понимает его порыв.
Вдруг внезапно мужчина осознает, что на свете существует женщина, которой он хочет дарить красные яблоки ежедневно. Отец с дочерью незамедлительно отправляются к Сабире, отправив ей телеграмму о приезде с осенним подарком в виде красного яблока.
28.Павел Николаевич Васильев 1909-1937г.родился в Зайсане Семипал-й губернии- русский советский поэт, журналист, специальный корреспондент. В поэме «Кулаки», которую считали «одним из самых значительных»[5] произведений поэта, им ярко показана разноплановость советской деревни, невозможность быстро привыкнуть к обобществлению и коллективизации, борьба с кулаками, ведущаяся советской властью и часто приводящая к трагическим последствиям. Его творчество ценил Борис Пастернак.
29. «Гранатовый браслет»рассказ А.Куприна –написан в 1910г. Из 13 глав состоит. Историю любви мелкого чиновника к замужней княгине Паустовский назвал одним «из самых благоуханных и томительных рассказов о любви». Настоящая, вечная, являющаяся редким даром любовь – тема произведения Куприна.
Главные герои:
Вера Шеина – княгиня, жена предводителя дворянства Шеина. Вышла замуж по любви, со временем любовь переросла в дружбу и уважение. Начала получать письма от любящего ее чиновника Желткова еще до замужества.
Желтков – чиновник. Безответно много лет влюблен в Веру. /30-35лет/
Василий Шеин – князь, губернский предводитель дворянства. Любит жену.
Кому из героев принадлежат слова: «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире»?-Якову Аносову.
Кульминационный момент — Желтков заявляет о готовности принять смерть, а потом звонит Вере и узнаёт её отношении к его любви. Приезд Веры к покойному Желткову и прощание с ним — развязка и в то же время психологическая кульминация.
30. «Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей» – говорится о героине произведения- А. С. Пушкина /Белкина/ повесть«Метель» Марье Гавриловне.
31.Дебютное произведение А.П.Чехова, опубликованное в журнале «Северный вестник»- «Степь»
32.«Он приехал с Георгием в петлице и с интересной бледностию, как говорили тамошние барышни …». Речь идет о- Бурмине
33.Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» создан- 1863-1869 /6лет/
34.Чичикову не удалось купить мертвые души у- Ноздрева
35.«Все утихло… вьюги нет…
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится… »автор В.А. Жуковский
36. Стихотворение «Четыре матери» М.Шаханова-Идея: донести до человека, важность любви к родине, родному языку.
37.Повесть Н. Гоголя «Старосветские помещики»- В ней описывается жизнь и смерть двух стариков, которые очень дороги Гоголю. идея автора «Старосветских помещиков» заключается в том, чтобы показать тихую гавань настоящего искреннего чувства, которое не только объединяет двух людей, но и делает их добрее, мягче и счастливее. Товстогубы: Афанасий Иванович – помещик, высок ростом, всегда ходит в одном и том же бараньем тулупе и беспрестанно дарит окружающим улыбки. Пульхерия Ивановна – помещица, кругленькая старушка с добрым лицом. Она не так оживлена и улыбчива, как муж, зато в хозяйство находится полностью на ее попечении. У этой семьи не было детей.
38. Стих-е Есенина «Письмо матери»-1924г.
Тема стихотворения – Разочарование в жизни и раскаяние в собственных поступках перед матерью.
Композиция – Кольцевая композиция.
Жанр – Послание.
Стихотворный размер – Пятистопный хорей с использованием укороченной стопы.
Метафоры – «струится свет».
Эпитеты – «тягостная», «несказанный», «горький».
Инверсии – «низенький наш дом», «тоски мятежной».
Просторечные выражения – «шибко», «саданул».
39. Стихотворение Михалковского «Дядя Степа». Степан Степанов, прозвище-Каланча.
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
40.Роберт Стайн «Проклятие гробницы фараона»- Гейб вместе с родителями путешествует по Египту - стране, из которой приехали в Америку его бабушки и дедушки, а его дядя Бен - известный археолог, специалист по древнеегипетской цивилизации. Гейб и Сари — дочь дяди Бена — принимают участие в исследовании погребальной камеры пирамиды Хеопса, еще неизвестной ученым.
41.Ф.Тютчев «Весенняя гроза» стих-е. Это стихотворение наполнено радостью и ликованием. Поэт изображает грозу — природное явление. Она прекрасная и сильная, весёлая и торжествующая, освежающая и вселяющая чувство восторга.
Он любуется и восхищается стремительной и бурной жизнью природы. С восторгом и воодушевлением Тютчев описывает весеннюю грозу. Мы словно слышим звуки, которыми наполнено произведение: раскаты грома, шум воды, птичьи голоса.
42.Повесть «Настоящий человек»-автор Б.Полевой. написана 1946г. Состоит из 4 частей. Прототипом главного героя произведения стал реальный исторический персонаж – герой СССР, летчик Алексей Мересьев. произведение, повествующее о сильном, волевом человеке. Главный герой книги с достоинством преодолевает личную трагедию, находит в себе силы не только встать на ноги, но и продолжить воевать за родную землю. Произведение относится к литературному направлению соцреализм.
Главные герои:
Алексей Мересьев – летчик-истребитель, после крушения самолета 18 дней полз по зимнему лесу с поврежденными ногами. Лишился ног, был единственным в мире человеком, который летал с протезами.
Воробьев Семен – полковой комиссар, который даже находясь при смерти не терял воли к жизни, «настоящий человек».
Григорий Гвоздев – лейтенант танковых воск, Герой Советского Союза. Во время одного из сражений обгорел в танке.
Стручков Павел Иванович – майор, летчик-истребитель из дивизии воздушного прикрытия столицы.
43.»Последний человек из Атлантиды» роман автора А.Беляева. основная мысль: на Земле ещё множество неразгаданных тайн; человек должен стремиться их раскрыть; людям только ещё предстоит разгадать тайну исчезновения Атлантиды.
Стиль текста-научный.
1-ТЕSТ.КZ - Аттестация педагогов ОЗП НКТ
Образцы тестов для аттестации педагогических работников
- Только актуальные online тесты
- Тренируйся c 1-ТЕSТ.KZ к НКТ ОЗП ЕНТ МОДО ВОУД
- Поделитесь результатами в социальных сетях
1-TEST.KZ - решение для преподавателей, желающих повысить квалификацию и подтвердить компетентность в области педагогического мастерства. Предлагаем услуги по подготовке к аттестации учителей с помощью нашей платформы.
Наша платформа предлагает не только теоретические материалы, но и практические упражнения, которые помогут лучше понять и запомнить материал. Получите доступ к широкому спектру учебных видеоматериалов, презентаций и тестов, которые помогут вам подготовиться к аттестации преподавателей
Используя нашу платформу, сможете ускорить процесс подготовки и сократить время, необходимое для освоения материала. В результате сэкономите время и силы для решения более важных задач, включая работу и семейные дела.