ПЕДАГОГИКА ОБЬЯСНЕНИЕ ТЕОРИЙ для аттестации вариант 1
Конструктивистские теории (Hatti 2009)-цель:развивать глубокое понимание предмета учеником, используя применение этих знаний вне класса
- ученик признается активным участником процесса обучения
Пажарес (1992)- убеждения (обучающие схемы)
убеждения-установка-решения-действия
Шульман (2007)- «компетентный учитель»
Когнитивные (память и восприятие)
Жан Пиаже (1960-е)-интеллект-единая общая способность
Говард Гарднер (2006)-множественные интеллекты
Роберт Стенберг- «тройственная модель» интеллект показывает как индивид справляется с изменениями окр. среды на протяжении жизни
Ридли- гены не контролируют наше поведение
Джудит Харрис-школа играет важную роль,даже при отсутствии воспитания в семье
Основные отделы коры головного мозга
Затылок-восприятие и хранение визуальной информации
Висок-вербальная информация (речь)
Соматосенсорная зона- рецепторы рук и туловища
Краткосрочная память-(неск. сек-неск. мин.)
Пирамида Маслоу (мотивация)
биолог. и физич. потребности-безопасность-чуство принадлежности и любви-потребность в уважении-самовыражение
концепция «Я»
-аффективный(осознает себя как ученика)
-когнитивный(знания и умения)
-социальный (взаимодействие с другими)
Ключевые: самоуважение, самоконтроль
ЗБР-это расстояние м/у уровнем его актуального развития определенных с помощью задач решенных самостоятельно, и уровнем возможного развития определенных задач решенных под рук-ом взрослого или в сотрудничестве с более способными товарищами
Подмостки (Вуд, Брунер,Росс)-это метафора, представляемая учителем для ученика, позволяющая выполнить задание самостоятельно
Метапознание-способность отслеживать, оценивать, контролировать мыслительный и индив. Процесс
Ключевые факторы метапознания:
-понимание процесса обучения
-понимание того чему учиться
-представление о структуре учебного материала
-оценить результативность обучения
Пирамида обучения (нац. учебные лаборатории)
Лекция,чтение-10% Аудио-визуал.-20%
Демонстрация-30% обсуждение-50%
Практика-75% передача знаний-90%
Чиксентмихайи- самоцель (потоки)
Райан и Деки- самомотивация как следствие любознательность
Диалоговое обучение
Мерсер и Литлтон-диалог на интеллект. развитие уч-ка
Выготский-речь является главным инструментом уч-ка
знания приобрет. путем вовлечения уч-ка в диалог
центральная роль речи в обучении
Барнс-подтвердил,что обучение эффектив. в результате использования вербальных средств (говор-е,обсужд., аргум-я)
Александр-беседа не односторонний процесс, а взаимный который двигает уч-ка вперед
3 типа беседы: дебаты, кумулятивная, исследовательская
техники постановки вопроса:
побуждение-вопрос для получения фактич. конкрет. Ответа
апробирование-полный ответ предусматривает мысли, идеи
переориентация-перенаправлен другим ученикам(помощь)
Регг и Браун (реакция на ответы учеников )
-игнорирование, помощь, направить ответ в нуж. направление
-признание
-дословно повторить
-повтор части вопроса
-похвала, поправить ответ
Диалог позволяет:
-чувство сопереживания
-знания или незнания учеников
-взаимодействие
Ключевой индикатор успешности- развитие навыков саморегуляции и метапознания
Метапознание
Флевелл (1976)-«метапознание»-это знание, понимание,регулирование когнитивных процессов и размышление о них.
Компоненты(измерения) метапознания:
-знания себя как ученика
-знания, понимание, оценка целей
-знание стратегий необходимые для выполнения заданий
Флевелл и Бронсон- развитие метапознания у млад. школьник.
Жером Брунер-«возведение лесов»-постепенная усиливающая поддержка подталкивающая к выполнению задания
Три элемента саморегулируемого обучения (Перри2002)
1)- самонаправленность в процессе работы над заданием
2)- определение проблемы и цели самостоятельно
3)- выбор стратегии для достижения цели и решения проблем
Джин Раддок «Голос ученика» общение с уч-ми по вопросам:
-изменение системы поощрений и наказаний
-годовое планирование
-род. собрание и их проведение
-«территория учителя»
Критическое мышление
КМ- дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу информации полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действию.
Базовый уровень КМ включает:
-сбор информации
-оценку и анализ доказательств
-выводы и обобщения
-пересмотр предложений и гипотез на основе опыта
Оптимальный путь для развития КМ-стимулировать детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта
Навыки КМ:
-наблюдение, анализ, вывод, интерпретация
-оценка, объяснение, метапознание (поздняя стадия)
Шаги для выполнения классной работы:
Ознакомьтесь-определите-проанализируйте-сравните и исследуйте-синтезируйте-оцените- примените-аргументируйте
5 типов диалога (Александр):
-механическое запоминание (заучивание фактов)
-декламация (накопление знания и понимания через вопросы)
-инструкция/изложение(объяснение уч-ку что делать?)
-обсуждение (обмен идеями и решение проблем)
-диалог (достижение взаимопонимания через опрос и обсуж.)
Обсуждение и диалог- предлагает рассмотреть точку зрения другого человека способами стимулирующими развитие и углубление собственного понимания
Аргументация- продвижение и согласование идей и перспектив
Диалогическая педагогика-дети и учителя устанавливают взаимоотношения в открытиях и обучении
- коллективное обучение(учит+учен изучают задачу вместе), способствуют взаимообучению, слушают друг друга, разделяют идеи, поддерживают друг друга
Три формы аргумента (Мерсер):
-диспутивный разговор
-кумулятивный
-исследовательский
КМ учителей развивать:
- теоретическую базу для понимания процесса обучения
-методы и технологии для формирования выводов
Книга «Рефлективный практик :как проф. думают в действии (Шон)
Книга «Как мы думаем» Дьюи
Навыки рефлективного преподавания:
-признание проблем и поиск средств для их решения
-понимание важности значения для решения задач
-сбор и сортировка информации
-точное и ясное описание
-признание предложений
-интерпретация результатов
-формирование достоверных заключений и обобщений
-подтверждение заключений
-корректирование убеждений на основе опыта
Особенности критического мышления детей:
-рациональность (стремление найти лучшее объяснение)
-непредубежденность (рассмотрение множества точек зрения)
-суждение (признание степени и значения доказательств)
-дисциплина (стремление быть точным)
-самосознание (осознание собственных предложений)
Ученик критически мыслящий:
-активный
-открытый
-скептичный (не верящий)
Оценивание
«Оценивание не является техническим приемом»
(Александр 2001)
1960-х годов-установлено различия м/у формативным и сумативным оценивнием
Формативное- оценивание направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей
Суммативное- оценивание с целью подведения итогов обучения, выставления оценок, сертификации и регистрации продвижения обучения
Цели оценивания:
-определение сложностей в обучении
-обратная связь
-мотивация
-прогнозирование и отбор
-контроль и исполнение стандартов
Термин «оценивание»-(с лат.) «сидеть рядом»
Характерный признак оценивания-один человек тщательно наблюдает за тем , что говорит или делает другой
Самооценивание- размышление о своих знаниях, понимании, поведении
Виды оценивания:
-наблюдение
-интерпретацию полученных данных
-заключение
Концепция ОДО (автор Группа Реформы Оценивания)
Известность -1999 г
Нов. определение ОДО (2002)- это процесс поиска и интерпретации данных используемый учениками и учителями для определения этапа на котором находится учащийся в процессе своего обучения, направления в котором следует развиваться, и установления как лучше достигнуть необходимого уровня
ОО- цель: суммирование того, что изучил ученик на данный момент
«Данные»- баллы и уровни групп учеников
Путем изменения оценивания ОО может быть трансформировано в ОДО
Работа внутри «черного ящика» (развитие самооценки уч)
-эффективная постановка вопросов
-обсуждение критериев вместе с учениками
-оценивание одноклассников и самооценивание
-обеспечение обратной связи
Улучшение обучения через оценивание: (факторы)
- обеспечение эффективной обратной связи
-активное участие учеников в собственном обучении
-изменение преподавания с учетом результатов оценивания
-признание оценивания на мотивацию
-необходимость самооценки и понимания как улучшить свое обучение
ИКТ
Концептуальная структура подготовки учителей:
(2 подхода в обучении) 1) критический
2) компетентный
Компетентный учитель: теория+ практика
необходимость развития педагогических знан
Области знания: 1) технологические
2) знание содержания
3) педагогические
Предметные знания- это актуальные знания преподаваемого предмета
9 ключевых принципов преподавания и обучения:
-снабжать ученика знаниями на всю жизнь
-способствовать расширению знаний
-учитывать предварительное изучение и опыт
-поддерживать обучение
-применять ОДО и ОО
-способствовать активной деятельности ученика
-способствовать соц. и индивид. процессу
-осуществлять неформальное обучение
-основываться на обучении учителя
Педагогический аспект знаний (ПАЗ) (Шульман 1986)
-это единство содержания обучения и педагогических знаний
-это способствует демонстрации и представления науки доступным для ученика образом
Педагогические знания- это глубокие знания о процессах, практике и методах преподавания и обучения, базирующихся на знаниях общеобразовательной основы
Технологические знания- это знания о вспомогательных средствах преподавания (видео, СМИ, информац.)
Технологический аспект знаний (ТАЗ)- это знание способа взаимодействия технологических знаний и предметных
Технологическое педагогическое и содержательное знаний (ТПСЗ) (Мишра и Кёллер 2006)
-утверждают, что если новая технология должна быть способной к трансформации в сторону улучшения обучения, то процесс планирования должен включать интеграцию специфических знаний предмета с пониманием того, как эти знания постигаются учениками
- учитель который способен к реализации взаимосвязи м/у всеми тремя областями, является профессионалом высокого уровня
Подкаст- оцифрованная передача размещенная в Интернэте
слушать через iPodder , iTunes
подписаться на подкаст через RSS-ленту
в подкаст можно добавить :
-школьные новости, работы детей, школьные песни, интервью
Страницы Wiki:
-позволяют развивать веб-сайт без знания программного языка. Каждый может зайти и создать новую страничку. Страничка создается через ссылку
Цифровая грамотность- это способность определить местонахождение, организовать, понять, оценить и создать информацию, используя цифровые технологии.
Электронная безопасность:- задача учителя- научить детей сохранить личную информацию в секрете при использовании Интернета
Талантливые и одаренные
Учителя нач. классов должны рассматривать себя в качестве «талантливых наблюдателей» постоянно выявляя проявление способности (Эйр и Лове 2002)
Кейс –стади (Академия Британского преподавания)
1 проект- рассиренная программа с заданиями познавательного характера для труд. со слухом
2 проект-тесть оценивающий благополучие детей
3 проект- вовлечение родителей в процесс выявления талант. И одаренных
«Воспитание талантливых и одаренных детей на ключевом этапе 1» (Коши 2006)
Фриман и Монтгомери (1991)- проверочные листы для выявления успешности детей (критерии):
-память и знания - решение проблем
-самообразование - гибкость
-быстрота мышления - любовь к сложности
-решение проблем - концентрация
Усложнение заданий
IGGY-проект- расширение учебного плана в онлайн режиме
Акселерация – развитие учеников в соответствии с учебным планом с большей скоростью
Эйр (модель изменения учеб. плана)
-изменение содержания
-изменение метода
-изменение обучения
Возрастные особенности
Бихевиористическое направлениерассмаривает использование экспериментальных процедур для улучшения поведения во взаимосвязи со средой.
Джон Уотсон- основатель бихевиоризма
модель «стимул- реакция»
теория обучения «стимул- реакция» Торндайк
Скинер-«оперантное обусловливание»
поощрение-повтор
наказание – прекратить
Когнитивное направление
Теория Гештальта- умственный процесс личности
Сознание как действие или процесс получения знаний
Джин Пиагет-признавал влияние среды, но изучал во внутренней когнитивной структуре
4 типа психического роста:
- сенсорно- моторный
-предоперативный
-оперативный
-постоперативный
Джером Брунер- изучал возможности взаимосвязи умственного (ос с преподаванием, подчеркивая важность обучения через открытия.
Гуманистический подход (основатель Маслоу и Роджерс)
Основное внимание человеческому росту и потенциалу
Роджерс- «Когда мы учимся таким образом, мы целое, мы полностью реализуем все наши способности»
Социально-ситуативный подход к обучению
Основан на наблюдении
Обучение включает участие в разнообразной практической деятельности
Альберт Бандура- изучал взаимодействие и когнитивный процесс, наблюдал поведение других, строил новый вид поведения
Внимание
Хаген и Хейл (1973)-продемонстрировали развитие внимание у детей 5-6 лет
Память
1-Краткосрочная(рабочая)-посредством рабочей памяти мы вносим информацию и можем работать с ней
(Аткинсон и Шифрин 1968)
2- долгосрочная- Тулвинг (три компонента:
-процедурная
- эпизодическая
- семантическая(воспоминания, правила и т.д.)
Речь изучение языка- сложный процесс где слово и фрагмент речи заучивается как последовательность
Мышление (2 фактора развития знаний)
-автоматическое (неосознанное)
-постепенный рост знаний
Флейвелл (1995) утверж. что способность к метапознанию изменяется с возрастом
Рассуждение (3 вида)
- рассуждение по аналогии
-моральные суждения (нравственное развитие- это постоянный процесс в течение всей жизни)
Уровень1-послушание и наказание (подчинение правилам)
-индивидуализм и развитие(судят о поступках)
Уровень 2- традиционный моральные суждения
-межличностные отношения(хор. мальчик)
- поддержка социального порядка
Уровень3- постнормативные моральные суждения
-социальный договор и личные права
-универсальные принципы(следовать правил. и закон
-теория разума-
-это особая когнитивнаяспособность понимать других в качестве сознательных посредников
-это широкий спектр умственных состояний(убеждения, желания и т.д.) которые приведут к действию
-это умение размышлять над собственным сознанием и других
-«задача ложного убеждения»
Творчество ( Баррон 2002)
-это процесс межличностный и внутриличностный посредством которого разрабатываются гениальные идеи
1-ТЕSТ.КZ - Аттестация педагогов ОЗП НКТ
Образцы тестов для аттестации педагогических работников
- Только актуальные online тесты
- Тренируйся c 1-ТЕSТ.KZ к НКТ ОЗП ЕНТ МОДО ВОУД
- Поделитесь результатами в социальных сетях
1-TEST.KZ - решение для преподавателей, желающих повысить квалификацию и подтвердить компетентность в области педагогического мастерства. Предлагаем услуги по подготовке к аттестации учителей с помощью нашей платформы.
Наша платформа предлагает не только теоретические материалы, но и практические упражнения, которые помогут лучше понять и запомнить материал. Получите доступ к широкому спектру учебных видеоматериалов, презентаций и тестов, которые помогут вам подготовиться к аттестации преподавателей
Используя нашу платформу, сможете ускорить процесс подготовки и сократить время, необходимое для освоения материала. В результате сэкономите время и силы для решения более важных задач, включая работу и семейные дела.